27 Мар 18

Долгий путь самолета ТУ-154

При разработке нового пассажирского самолета, начавшиеся во второй половине 1960-х годов, в конструкторском бюро А.Н.Туполева, внимание уделялось сочетанию в этой машине лучших качеств Ту-104, отличавшегося высокой скоростью, Ил-18 – дальностью и экономичностью, Ан-10 – взлетно-посадочными качествами. В результате новый лайнер Ту-154 оказался в числе лучших, вошедших во второе поколение самолетов с турбореактивными двигателями. Его крейсерская скорость, при высоте полета 11 тысяч метров превысила 900 километров в час. Коммерческая нагрузка достигла 18-и тонн. При полете со скоростью 850 километров в час он смог преодолевать расстояние в 4700 километров.

Размещенные в хвосте 3 двигателя дали возможность улучшить механизацию крыльев. Если в полете один двигатель откажет, то на курсе самолет удерживать не особо сложно. Лайнер летел на двух двигателях, не снижая высоты. Если полет проходил на 5-километровой высоте, самолет мог продолжать полет, не снижаясь, с одним двигателем.

ТУ-154

ТУ-154

В первый рейс с пассажирами лайнер отправился в 1971 году. Но запуск его в серию не поставил точку в работе конструкторов. Вначале 1980 годов в воздух поднялась его очередная модификация, Ту-154М. На этом самолете за счет использования экономичных двигателей, усовершенствований конструкции удалось повысить топливную эффективность. Дальность полета увеличилась.

Всего было разработано и создано тринадцать модификаций лайнера. Одной из последних стала машина, двигатели которой работали на газе (водород или метан). Этот самолет стал опытным образцом, в перевозке пассажиров он не использовался.

В настоящее время Самолеты Ту-154 продолжают выполнять рейсы по различным маршрутам. Основная их часть эксплуатируется Министерством обороны РФ. Лайнер возит пассажиров по маршрутам, которые выполняются авиакомпанией «Алроса». Трудятся такие самолеты в Казахстане, В Китае, Словакии, Северной Корее.

Лучшие и худшие места

В салоне Ту-154, в зависимости от его вариантов, можно перевозить 150 – 180 пассажиров. Их число зависит, как от варианта салона, так и от модели лайнера. В лайнерах, работающих в России, используется компоновка из двух классов: бизнес-класса и эконом-класса.

Салон ТУ-154

Салон ТУ-154

Как всегда, бизнес-класс находится в носовой части салона, сразу за кабиной пилота и рабочим помещением. Здесь более удобные сиденья, шаг между ними больше. Это создает дополнительные удобства. Самыми лучшими здесь признаются кресла во 2-ом и 3-ем рядах. При этом те, которые расположены у иллюминаторов, лидируют по комфорту.

В 1-ом и 4-ом рядах находятся места, признаваемые менее удобными. Причина – они расположены вблизи туалетов. Здесь иногда могут появляться очереди.

За перегородкой находится эконом-класс. Здесь в каждом ряду, как обычно в самолетах такого размера, по 6 кресел, по 3 справа и слева. Между ними узкий проход. Лучшими местами считаются расположенные в 11-ом и 19-ом рядах. Причина – больше пространства впереди. Это особо хорошо для пассажиров высокого роста, которые могут без затруднений расположить ноги с большими удобствами.

Такая возможность – результат того, что здесь, перед этими рядами находятся аварийные выходы. По этой причине расстояние между рядами кресел велико.

К удобным можно отнести и кресла 7-го ряда. Они находятся сразу за перегородкой, отделяющей бизнес-класс. Здесь впереди нет кресел, значит, никто не откинет их спинку, которая будет несколько стеснять пассажира. В то же время, во время длительного перелета видеть перед собой глухую перегородку все-таки утомительно.

В лучшей степени находятся пассажиры, сидящие в крессах у иллюминаторов. Однако если полет проходит в темное время суток, такой плюс сходит на нет. Да и в светлое время в иллюминатор можно мало что увидеть. Ведь полет выполняется обычно на высоте 10 тысяч метров или несколько выше.

Самыми неудобными признаются кресла 28-го ряда. Здесь близко находятся туалеты. Время от времени в проходе появляются очереди пассажиров. Разумеется, в наибольшей степени это неудобно тем, чьи места граничат с проходом.

К неудобствам этого, последнего ряда относится и то, что здесь пассажирам приходится дольше других ждать, когда бортпроводники доставят им еду. При этом обычно выбора они лишаются, поскольку к ним попадают лишь остатки.

В несколько лучших условиях в 29 ряду находятся пассажиры на местах у иллюминаторов. Здесь у них имеется больше пространства для ног, что довольно удобно. К тому же между ними и людьми, стоящими в очереди в туалеты, сидят по два пассажира, так что дискомфортна из-за очереди они почти не ощущают.

Комфортные условия в салоне обеспечиваются, в том числе, за счет системы кондиционирования. При этом предусмотрено его направленное действие. Имеется и индивидуальное освещение. Однако раздельных пультов для каждого места нет. Все регулировки и выключатели находятся в одном блоке, предусмотренном на 3 кресла.

Салон также отличается вместительными багажными полками. Они располагаются над рядами кресел, находящихся ближе к иллюминаторам.

Разумеется, в настоящее время Ту-154 признается устаревшим самолетом. В годы его массового производства комфорт, существовавший в салоне, практически соответствовал тому, которым обладали лайнеры зарубежного производства, являвшиеся его аналогами. Разработкой более современных модификаций не занимались.

Во всем мире на пассажирских перевозках используются только несколько десятков таких самолетов. При этом летают они там, где у них практически отсутствует конкуренция. При этом современные авиалайнеры превосходят Ту-154, в большей степени, именно из-за уровня комфорта. Так, на лайнерах, изготавливаемых в последние годы за рубежом, имеются системы «вай-фай». На этом самолете, естественно, такого нет.

Схема пассажирских мест ТУ-154

Схема пассажирских мест ТУ-154

Дальнейшее развитие лайнеров Ту

Давно прошло время, когда авиалайнер Ту-154 по большинству показателей соответствовал своим зарубежным аналогам. По ряду причин меры по его совершенствованию не принимались. Разработка новых модификаций была прекращена. В течение ряда последних лет несколько раз активизировались обсуждения по поводу возможной замены этого самолета на отвечающий современным требованиям. Велись и разработки нового самолета, но полноценной серии не получилось

В последние годы существования СССР разрабатывался среднемагистральный лайнер Ту-204/214. После длительных испытаний и обсуждений из двух вариантов было решено выбрать один. Остановились на Ту-214. Программу Ту-203 заморозили. Завод, который должен был обеспечить его изготовление, Ульяновский, стал заниматься изготовлением Ил-78 для вооруженных сил.

Ту-214 строит авиационный завод в Казани. Однако этот самолет предназначен только для нужд Министерства обороны. Что касается пассажирского варианта, то из-за коммерческих соображений он пока не выпускается. К тому же этот завод загружен изготовлением бомбардировщиков Ту-160.

Еще один самолет, который мог бы заменить Ту-154, – МС-21. Первая машина появилась в 2017 году. Однако эта новинка требует большой работы по доведению до состояния, при котором возможно серийное производство. Когда и как долго будет вестись эта работа? Любой новый проект в авиастроении – это большие затраты. Обычно, они всегда существенно превышают суммы, на которые рассчитывали первоначально.

Характеристики самолета Ту-154М

Длина: 48 м.
Высота: 11,4 м.
Размах крыльев: 37,55 м.
Площадь крыльев: 202 кв.м.
Ширина фюзеляжа: 3,8 м.
Крейсерская скорость: 850 км./ч.
Максимальная скорость: 935 км/ч.
Дальность полета: 3900 км.
Число пассажирских мест: 180.
Экипаж: 3 ч.

Заключение

В настоящее время лишь кое-где поднимаются в небо последние авиалайнеры Ту-154. Главными причинами того, что этот самолет вскоре останется лишь в истории, является изношенность его парка при отсутствии модернизации в нужное для этого время, а также очень большой расход горючего. Не спасло положение и то, что в последние годы перед распадом СССР делались попытки перевода работы двигателей на газ.

Возобновлять строительство Ту-154 не имеет смысла. Появятся ли лайнеры, которые заменят его на линиях и смогут конкурировать с зарубежными аналогами? В настоящее время точного ответа на этот вопрос нет.

Расчет стоимости такси в аэропорт
Полезные ссылки для туристов
  • Туристическая страховка — поиск самой дешевой страховки для шенгена и не только;
  • Авиабилеты — поиск выгодных билетов по всем доступным источникам;
  • Такси-трансфер — недорогой трансфер в аэропорт и обратно с возможностью раннего бронирования и онлайн оплаты;
  • Аренда авто — поиск лучших цен по популярным прокатным компаниям во всем мире;
  • Проживание — бронирование отеля в самом популярном гостиничном сайте Booking.

Ваш e-mail останется скрытым